Объект «Спичка» // 2010

match_img_0736_s

Спичка сопровождает человечество, отнюдь, не с раннего его детства. Изобретатель С. хорошо известен. Между тем С. быстро обросла мифологизирующими смыслами и подтекстами. Однако нас интересует С., как феномен знакообразующий. Многие считают С. простым вспомогательным инструментом для розжига (поджега) легко воспламеняемых веществ. Архетипически же С. уже давно превратилась из предмета обихода в культовое сооружение особо малых форм. Художник считает, что он не увеличил форму до гигантских размеров, а только привел в соответствие видимое и воображаемое. В народном сознании С. давно превратилась в символ.

Что же может означать эта простая и, вместе с тем, выразительная форма. Во-первых, она напоминает нам мириады труб огромного количества заводов и фабрик нашей необъятной страны-России. Во-вторых, С. напоминает нам столбики заборов, примету сегодняшнего времени, когда то там, то здесь вырастают бесконечные заборы, мешающие обозревать леса и поля, некогда свободного, в смысле, от собственности, государства. В-третьих, С. напоминает нам человека, стоящего на обеих ногах, человека прямостоящего, проще сказать, homo erectus. Отсюда, возникает и четвертая ассоциация. С. напоминает фаллос в состоянии эрекции. И как любая ассоциация, связанная с эротическими, либо сексуальными инсинуациями, в силу своей популярности, она является магистральной.

На этом можно было бы, и оставить работу над текстом, по причине его полной несостоятельности и пошлости. Однако мне припомнился один хорошо известный факт, растиражированный тройкой десятков путеводителей, наперебой предупреждающих туристов собравшихся посетить страну-Болгарию ни в коем случае в этой стране не произносить громко два слова «курица» и «спички». Слова эти в славянской стране являются ругательствами. Возможно этот факт метафорически, хотя бы, оставляет тонкую пульсирующую струйку этой статьи в состоянии жизнеспособности, но статья все же теряет свое пульсирующее действие по двум причинам, о которых я лучше умолчу.

Сергей Катран

Выставка «Невыносимая Свобода Творчества», ДК ВДНХ, Москва, сентябрь – октябрь 2010

Размеры и материалы: Дерево, гипс, краска, 6 огнетушителей.

Высота 245 см, ширина варьируется, но не более 110 см.

Условия экспонирования: Объекты ставят на пол