Выставки

Сергей Катран. Трещинка, 1-15 мая 2023

Выставка, инсталляция, хеппенинг.

Выставка, которую я задумал, состоится при соблюдении нескольких условий, главное из которых — сотрудничество и солидарность.

Галерея «Электрозавод», на время остановившаяся в своём беге от расторопных девелоперов, на этот раз на территории завода «Фазотрон» на Малой Грузинской, д. 54, обладает характерной «особой приметой» пространства — огромной трещиной, прошедшей по полу и стенам, а заодно и по всем выставкам и событиям, произошедшим в этом месте.

Как-то мы обсуждали что еще можно было бы провести в галерее, и художник Кирилл Иванов предложил в порядке бреда сделать фестиваль «Трещинка», на котором мы бы всесторонне обыграли эту приметную деталь пространства.

Мы посмеялись и перешли к обсуждению других насущных вопросов.

Но тема Трещинки продолжила своё развитие и воплотилась в выставку. Точнее, выставкой она станет, когда вы, дорогие друзья, придя в галерею Электрозавод, примите участие в хеппенинге.

Событие даёт возможность каждому пришедшему стать одним из участников общего дела.

По моей просьбе с собой вы принесли яркие ненужные вещи. Они, как личные свидетельства солидарности, понадобятся нам для важного ритуала. После выставки вы сможете их забрать, а если они вам не нужны, то я передам их в своп, который проводят дружественные сообщества.

1 мая мы знаем как международный день солидарности трудящихся, который, например, в Советском Союзе всегда сопровождался масштабными демонстрациями — рутиной, которую я терпеть не мог.

Ещё 1 мая мы помним и по инициативам художников. Наиболее яркий пример из которых — монстрации Артёма Лоскутова, начиная с 2004 году отмечающего праздник Мира, Весны и Труда в Новосибирске с симпатичными людьми, вооружёнными остроумными и абсурдными лозунгами на транспарантах, и праздничным настроением. Со временем монстрации распространились на многие города России и зарубежья.

Исторически 1 мая отмечают с 1889 года по решению Парижского конгресса II Интернационала как день памяти Хеймаркетской бойни, происшедшей в Чикаго в 1886 году, а также как праздник всех трудящихся.

Во время демонстрации рабочих, которые вышли на улицы, отстаивая права на восьмичасовый рабочий день и улучшения условий труда, провокаторами была брошена бомба в полицейских. Погибло несколько полицейских и рабочих. Полиция начала стрельбу. Ими было убито четверо рабочих и несколько десятков было ранено. Это стало поводом для ареста восьми анархистов, четверо из которых были повешены.

Вернёмся, однако, к выставке Трещинка. Предлагаю отметить это знаменательное событие как совместное времяпровождение за любимым бессмысленным делом в кругу единомышленников, пожелавших в этот день разделить со мной суровое праздничное настроение.

Текст: Сергей Катран

Фото: Дима Филиппов


Cyfest 14: Ferment, The International Media Art Festival, Instalation Thousand handshakes / 10.10.2022 — 25.10.2022

Кураторы: Анна Франц, Елена Губанова, Виктория Илюшкина, Сергей Комаров, Наталья Колодзей

HayArt Cultural Center, Ереван, Армения

Фото от Анны Прилуцкой


ПОКА НЕ ИСЧЕЗНЕТ СЛОВО. ОКСФОРД / 24.11.2021 — 23.10.2022


Сергей Катран. Муралы, 17-27 мая 2022





Тысяча рукопожатий

Сергей Катран, Наташа Тимофеева, Олег Макаров
Мультимедийная сайт-специфичная инсталляция
9 -16 февраля 2022 г.
Галерея Бомба, ЦТИ Фабрика

Проект продолжает многолетнее исследование Сергея Катрана, в котором биоцентрическая концепция определяет этические связи и лежит в основе построения особых отношений внутри социума. В этом смысле мы наблюдаем корреляцию между сетевыми сообществами художников, их низовыми инициативами и грибницами. И те, и другие  построены на основе тонких, сплетенных волокон повседневности.

Объединяющими факторами являются формы сотрудничества и взаимопомощи. Альтруизм как составляющая биоценоза, равно как и этическая составляющая идей анархизма, является константой существования сообществ животных, растений и грибов в природном пространстве и в социуме. Самоорганизация как низовая, независимая инициатива, подтверждает свою жизнеспособность благодаря иным этическим качествам и поведению, отличающемуся от принятого в капиталистических сообществах, нацеленных на извлечение прибыли и опирающихся на манипуляции, нацеленные на достижение  лучших условий. Взаимная цеховая поддержка является важной частью художественных практик. Объединяясь в группы, художники находят оптимальные формы существования, основанные на принципах равноправия и взаимной ответственности. Метафорой такой встречи художников друг с другом и становится первое рукопожатие при встрече.

Грибная анархия как метафора низовых симбиотических художественных сообществ формирует центры бережного отношения к тем формам жизни, которые способны к эмпатии и межвидовому альтруизму для совместного поиска выхода из экологического и когнитивного тупика. Возможность устойчивого определения таких мест реализуется в сайт-специфичных проектах художницы Наташи Тимофеевой благодаря художественным практикам фиксирования геолокации события для идентификации в реальной среде и реальном времени сингулярности. Определение географических данных носит утилитарный характер и становится формой феноменологического понятия «Не-места», когда анонимность и попытки вычленить общие типологические черты дополняются работой с аутентикой места и с возвращением пространству скрытых и запретных зон.

Определением точки в пространстве наблюдателя занят и саунд-артист Олег Макаров. Его стратегии, выражающиеся в звуковой инсталляции, схожи с ризоматическими структурами гиф грибов. Выбирая музыку как эманацию времени, пространство обретает иное качество, приводящее наблюдателя в движение или, напротив, фиксирующее его, — иными словами, создаёт бесконечную череду возможностей и событий для свободного выбора.

фото Таня Сушенкова


Программа Фонда Игоря Стравинского и Центра изучения культуры России Venezia CSAR

Centro Studi sulle Arti della Russia

Интервью

Презентация на итальянском языке


Лесная выставка

Открытие онлайн 7 мая 19:00

Обычно, художники совершают интервенции в лес. Туда, где нет зрителей, кроме «своих» — это делали по разным причинам. Главная — это уход в лес, как уход в глубинную оппозицию. Но сегодня Лес поменялся местами с художниками. лес пришёл в галерею. Что ему здесь надо? Так же как дикие кабанчики появились на улицах Барселоны из-за карантинных мер, так и лес растений начинает свой символический шаг в места, где принято приходить большими группами людей. Итак, лес присылает своих представителей — ветви, корни, коряги, трутовики. Катран выступает как посредник. С маниакальной уверенностью в миссионерскую сущность процесса художник заворачивает артефакты леса в алюминиевую фольгу. Лес выступает с манифестом, который нам предстоит расшифровать самостоятельно (если это вообще возможно). Уход человека в лес можно рассматривать как отстранение от чуждого, желание скрыться от навязанного, как форму неповиновения. Приход леса в пустующую галерею я бы рискнул объяснить как аргумент слабой силы. Она намекает, что мы биологические существа и находимся в непрекращающемся взаимодействии друг с другом. Лес является в наш дом, чтобы остаться здесь. Лес присылает нам своих «биологических депутатов», чтобы прочно войти в наши жизни и сознание. Не только как укрытие для побега или «инструмент», но и как сила с которой нам предстоит считаться.

https://www.facebook.com/events/642548516591817/

Благодарю за помощь в организации выставки резидентов Галереи Электрозавод — Диму Филлипова, Сергея Прокофьева, Вику Малкову, Лизу Веселову


День Конституции Жидкого Государства Нега

7 декабря 2019 года
Галерея Электрозавод
Организатор: Самозанятый президент ЖГН
Сергей Катран
Резюме: в качестве Основного документа Жидкого Государства Нега может быть принята и использоваться по прямому назначению Конституция РФ 1993 года, если таковая потребность появится, ввиду постоянно меняющейся условий вверенной нам в ощущения объективной реальности.
Участники:
Алексеев Андрей
Алексеева Марина
Аракчеева Ева
Баталов Александр
Божко Ольга
Брандуш Анна
Веселова Лиза
Второв Евгений
Ганеев Эльдар
Гранкова Варвара
Джозеф Ка
Дима Гред
Егорушкина Полина
Елисеев Алексей
Жданов Виктор
Зайкина Лена
Катран Сергей
Кроль Татьяна
Кулешова Анастасия
Кыртиков Сергей
Ляшенко Дмитрий
Малкова Виктория и
Москвина Полина
Маринеска
Мартынов Илья
Марченкова Виктория
Минченко Саша
Митенёв Андрей
Могилевский Владимир
Морган Деррик
Никитин Лев
Онищенко Коля
Орната Ольга
Пахом
Плохоцкий Михаил
Подойницына Ксения
Путятин Роман
Пушкарёва Данита
Рагозина Марина
Сергеев Арсений
Сисфонтес Катя
Сомов Александр
Тимофеева Наталья
Третьякова Анна
Филиппов Дима
Черкашины Валерий и Наталья


ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ЖИДКОГО ГОСУДАРСТВА НЕГА

День Независимости Жидкого Государства Нега — художественный проект, исследующий природу государственности. Сможет ли существовать государство без территории, граждан, армии и флота, с президентом-самозванцем, не имеющего гражданства страны, которой управляет?
Что делает государство государством? Герб, флаг, гимн, конституция?  Символы власти рассматриваются как художественный проект, а идеология и пропаганда — с точки зрения литературы.
День Независимости Жидкого Государства Нега — выставка-демонстрация флагов Государства Нега по Москве-реке.
Около 30 художников придумали флаги для Жидкого Государства Нега и выставляют их оригинальным образом.

Маршрут : Москва — Сити — Зарядье.
29 сентября 2019


ПОКА НЕ ИСЧЕЗНЕТ СЛОВО. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

Пока не исчезнет слово. Санкт-Петербург.
Анненкирхе.
3.07. — 25.08.2019

Куратор: Наталья Фёдорова

“Пока не исчезнет слово” — это масштабная инсталляция из сорока терракотовых скульптур-слов, которая представляет собой протословарь универсального языка. Для художника Сергея Катрана, произнесенное на 126 языках слово “искусство” становится исследованием природы речи и художественного творчества.

Катран соединяет в работе над объемной формой один из самых древних материалов письма и современные технологии обработки изображения и звука. Произнесённое слово записывалось на электронный носитель. Поэт и «лингводайвер» Вилли Мельников помог выяснить верную артикуляцию слов. Затем открытая в звуковом редакторе графическая форма осциллограммы звука при помощи рук гончара переводится в трехмерный объект вращения.

“У меня никогда не было сомнений, что слово трёхмерно. Закрывая глаза, я загадывал какое-нибудь слово и представлял его в объёме и форме. Потом препарировал слово и разглядывал сечение, но поражала меня больше всего пустота внутри. Слово внутри полое. Думаю, что если в усечённое слово направить струю воздуха, то можно выдуть эоловый звук. Снова — звук. Пока не исчезнет слово”, описывает свой подход художник.

Выставка “Пока не исчезнет слово” — реплика в многовековом диалоге слова и изображения: фигурные стихотворения, барочные формы, футуристические слова на свободе, концептуалистские лозунги, карты из слов в виртуальной реальности и, наконец, нейроинтерфейсы, которые в будущем возможно лишат нас привычной речи. Катран видит путь развития речи в направлении осязаемых объемных форм.

В реализации проекта Сергея Катрана принимали участие:

Куратор: Наталья Фёдорова
Перевод: Вилли Мельников
Звуковая композиция “Вавилонский диалог”: ::vtol::
Графический дизайн: Андрей Алексеев, Маша Батурина, Лиза Рейхет
Техническая поддержка: Владимир Смоляр, Александр Петтай
Гончарные работы: Елена Мизгарёва, Алексей Ромаусов, Кристина Шкварина
Участие в разработке концепции: Виталий Пацюков

Фото: Михаил Вильчук


ПОЛИТИКА СНЕГА

20 июня — 21 октября 2019, Оперный дом, Царицыно выставка-инсталляция художника Сергея Катрана

Музей-заповедник «Царицыно» представляет выставку «Политика снега» Сергея Катрана.

Выставка сочетает возможности архитектуры XVIII века и современного искусства.
Выставку «Политика снега» Катран задумал как гигантскую инсталляцию, частью которой становятся и интерьер неоготического дворца, и элементы его внешнего убранства, и мраморные статуи XIX века. Декоративные розетки на фасаде здания превратились в «снежинки» и заняли место на стеле и флагах, украшающих пространство выставки.
В основе проекта – фантазия о климатическом сбое, который вызвал неслыханные снегопады в летние месяцы. Для посетителей Оперного дома это странное природное явление станет не катастрофой, а возможностью по-новому взглянуть на дворец (арх. В.И. Баженов, 1785) и выставленную в его залах знаменитую шереметевскую коллекцию скульптуры из московского музея-усадьбы Останкино. При этом зритель включается в мистификацию, становясь ее объектом и участником.
Политика Снега — практическое воплощение идеи Бориса Гройса. «Возьмем снег, покрывающий российские города ровным слоем. Он и есть художник, запорошенные улицы — его выставка, ее можно критиковать или хвалить, но замысел художника останется неизвестным, потому что невежливо навязывать столь последовательному явлению природы свой антропоцентризм. Так мы получаем и романтическую предысторию, и абсолютно герметичный модернистский объект, неповествовательный, абстрактный, всегда неумолимо site-specific. В будущем только снег, дождь, солнечный свет и некоторые другие, абсолютно некоммерческие, кстати, природные феномены и будут восприниматься эстетически, а все, что делает человек, окончательно уйдет в область прагматики — низшего (велосипед, атомная бомба) и высшего (политика, искусства) порядка.» (Борис Гройс. Снег как художник.)

Стартом проекта послужил перформанс группы PoemaTheatre.
Выставка демонстрирует последствия погодной аномалии: снежные инсталляции с участием останкинских статуй и плазменные экраны с документацией перформанса. Частью инсталляции является саунд-композиция специально написанная для инсталляции Политика Снега композитором Владимиром Ранневым.
Сопровождает экспозицию звуковой ряд, состоящий из фраз из реальных публикаций СМИ о сильных снегопадах, пропеваемые солистом Электротеатра Алексеем Кохановым.

Выставка художника Сергея Катрана

Видео арт: Сергей Катран, Артём Го, Василий Жаркой
Видеодокументация: Евгений Второв
Редактор: Марина Рагозина
Видео Новости Политика Снега: Антон Баранов
Композитор: Владимир Раннев
Вокал: Алексей Коханов
Хореография: Влалимир Ермаченков
Перформанс: PoemaTheatre
Дизайн: Андрей Алексеев
Координатор: Оксана Клещерова
Фото: Марина Рагозина
Фото: Дмитрий Щелков


ВЫСТАВКА ФАНТОМНЫЙ МУЗЕЙ

Фантомный музей, выставка на ЦТИ «Фабрика»

ФАНТОМНЫЙ МУЗЕЙ, ЦТИ Фабрика

Выставка проходила с 8 ноября по 6 декабря 2018 г.

Переведеновский переулок, 18, Москва, 105082

Участники: Сергей Катран, Кузько Алексей, Роман Минаев, Анна Семенова, Наташа Тимофеева, Аня Третьякова.
Приглашенные гости: Александр Минченко и Александр Баталов

До 6 декабря 2018  в пространстве «Оливье» ЦТИ Фабрика была открыта выставка (с 8 ноября), на которой  была представлена совместная инсталляция Членов Экспертного совета «Третьяковской премии».

«Фантомный музей» – это попытка создания свободного пространства на территории искусства, переосмысления множества взаимосвязей между институциональным и альтернативным контекстами современного искусства и конструирования идеального «музея будущего», утопического центра современного искусства.
«Третьяковская премия» — художественный проект, низовая инициатива обращающая внимание на ситуацию герметичности российской художественной сцены. Целью проекта является создание альтернативной по отношению к государственным и частным художественным премиям среды, ставящей во главу угла принципы народного голосования и движение в сторону междисциплинарности. Проект сочетает в себе онлайн-галерею, опции для критического высказывания и ставит своей миссией открытие новых имен в искусстве.
Объединенные проектом «Фантомный музей», участники поднимают вопрос о фактической необходимости институций для развития художественного процесса. Художественные практики каждого, так или иначе, сводятся к вопросам автономии искусства. Возможно ли существование независимой художественной среды? Способны ли мы создать альтернативу иерархическим связям в современном искусстве?
16 ноября состоялась церемония вручения призов «Третьяковской премии» по итогам народного голосования в номинациях «Проект года», «Нереализованный проект» и «Тусер года», а также выставка призов, каждый из которых представляет художественное произведение Членов экспертного совета, в категории«Личный выбор».

 


С корнем вырванный из реальности, ампутированный музей современного искусства не исчезает бесследно. Его контуры мерцают, места экспонирования художественных произведений хранят несбыточную память нивелиров. Фотоны отражаются от невидимых стен, оставляя яркие прямоугольники не случившегося видео на мерцающих плоскостях. С сознанием художника невозможно бороться, оно не способно смирится с запретом. Мышление художника устроено таким образом, что от проекта до его реализации проходит короткий путь. Проект музея современного искусства существующий и реальный, но отринутый и отторгнутый за ненадобностью властными идеологами провоцирует сознание свидетелей точки сингулярности на фантомную боль. Свободные по духу и де факто инициативы внедрения в среду Наташи Тимофеевой и Вики Малковой, Сингулярный симпозиум Сергея Катрана, перформативные акции Одиночный пикет на Ходынском поле и в Венеции во время биеннале современного искусства организованные совместно с Катей Бочавар, а также серия выставок Внутренний манифест, новая инициатива Ани Третьяковой, Наташи Тимофеевой, Анны Семёновой-Ганц, Алексея Кузько и Романа Минаева, призванная снять пафос элитарности российского искусства и установить нормальные рабочие и дружественные связи между участниками художественного процесса — все эти практики создают основу и одаривают избыточной энергией пространство будущего здания. Неслучившийся музей авансом получает право на жизнь в реальности нашего сознания и эта прописка делает его сверхреальным, неистребимым и защищённым.

автор: Сергей Катран

Любые совпадения являются случайными и продиктованы логикой проекта.

Текст составил: Сергей Катран

https://www.facebook.com/events/813759672154267/ 


Выставка Сергея Катрана «Секретная зона»

Выставка проходила с 28 апреля 2018 по 02 июня 2018

В Национальном центре современных искусств Республики Беларусь (площадка – Некрасова, 3) проходила выставка известного российского художника Сергея Катрана «Секретная зона». Выставка была представлена в рамках международного фестиваля современного искусствa «ART-MINSK».

Сергей Катран – один из интереснейших героев арт-сцены современной России. Художник-изобретатель, представивший персональную экспозицию на последней Венецианской биеннале («Пока не исчезнет слово», 2017 год) и автор нескольких поэтических сборников. Заведующий кафедрой Фундаментальных исследований будущего (КАФИБ) в Центральном научно-исследовательском институте Психогеографии и Пограничных состояний (ЦНИИ ПИПС), куратор и активный участник междисциплинарных проектов, а также интернациональных художнических коллабораций.

Творчество Катрана объединяет различные виды и формы современного искусства: инсталляцию и скульптуру, аудио- и видео-арт, перформанс и хэппенинг. Велик соблазн определить  принадлежность нестандартных работ художника к популярному направлению science-art – что вполне логично, учитывая его естественнонаучный бэкграунд. Однако все гораздо сложнее. Испытывая на прочность границы и правила территории искусства, Катран работает на пересечении сразу нескольких практик – научных, социальных, визуальных, лингвистических. Связующим элементом его мультидисциплинарности становится поэзия.

Национальный центр современных искусств с его множеством изолированных залов – идеальная выставочная площадка для “Секретной зоны”. Перемещаясь из одного пространства в другое, зрители смогли посетить ряд уникальных “лабораторий” некой глобальной художественно-научной институции, созданной Сергеем Катраном.

Куратор выставки: Павел Войницкий

ПУБЛИКАЦИИ:

https://facebook.com/story.php?story_fbid=10156570377017033&id=670412032 

https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=10156553870027033&id=670412032

http://kimpress.by/index.phtml?page=2&id=15247 

http://www.kimpress.by/index.phtml?page=2&id=15248


Во время 57 Венецианской биеннале современного искусства Сергей Катран презентовал мультимедийную выставку «Until the Word Is Gone» (Пока не исчезнет слово).

Invitation-Email-Header-Until-The-Word-Is-Gone

Слово «искусство» на 125 языках мира, визуализированное с помощью нескольких компьютерных программ и традиционной гончарной техники и реализованное в виде терракотовых скульптур, произведениях аудио- и видео-арта (при участии Вилли Мельникова, ::vtol:: )

Palazzo Zenobio. Fondamenta Soccorso, 2596, 30123 Venezia, ItalyВыставка была открыта с 11 мая по 21 июня 2017 в венецианском Палаццо Зенобио (PalazzoZenobio).

Автор проекта Сергей Катран, превращающий «слово» из виртуального в материальный объект, никогда не сомневался, что «слово» трёхмерно. «Мне показалось важным создать скульптурные объекты из слова. Произнесённое слово сначала записывается на диктофон, потом с помощью эквалайзера мы получаем график силы звука, а уже после этого «переводим» в гончарной мастерской двухмерное изображение в трёхмерное. В качестве материала я выбрал красную глину, терракоту – само начало истории искусства тесно связано с ней.

Куратор выставки, искусствовед Виталий Пацюков в статье о проекте о звучащей реальности Сергея Катрана и медитативном пространстве в «сфере искусства» пишет: «…В ней сосредоточен сам акт творения, его органическая «искусственность», смысл творческого процесса и его модель. В его визуальной конструкции фокусируется звучание слова «искусство» – голос знака и речь иероглифа. Образы проекта зависают в пространстве инсталляции, формируя тотальную смысловую акустику… Их скрытые фонемы возвращают в пластической реинкарнации слово «искусство», актуализируясь в знаменитой фразе Осипа Мандельштама «быть может прежде губ уже родился шёпот». … В своем проекте художник заглядывает в будущее, оборачиваясь в прошлое, переворачивая очередную страничку бесконечного трактата «Происхождение видов», лично переживая эволюцию непрерывного акта творчества, имя которому – ИСКУССТВО».

11 May – 21 June. Palazzo Zenobio. Fondamenta Soccorso, 2596, 30123 Venezia, Italy

http://www.calameo.com/accounts/5328527


Итоги 2017 года:

1. Выставка Until the World is Gone состоялась в Венеции. Благодарю за поддержку и помощь Виталия Пацюкова, Maria Cher, CrisTina Gatti, Marco Agostinelli и многих друзей участников, и организаторов.
2. Одиночный пикет De Pichetto Solidario, совместный наш с Катя Бочавар многосерийный проект состоялся в Венеции, где мы выступили как антикураторы и на «пикет» собралось много симпатичных художников, отправившими свои сообщения миру в виде перформанса. К несчастью, художницу Татьяна Альтапова задержали карабинеры и выписали ей гигантский штраф. Но мы все очень поддерживаем Таню. Ее работа была одной из самых ярких и запоминающихся.
3. С подачи куратора фестиваля Кати Бочавар принимал участие в Симпозиуме Аланика, в качестве сокуратора выставки Внутренний манифест во Владикавказе.
4. В ноябре стартовал Сингулярный симпозиум, где встретились само организованные группы художников, условно назовём их группа Наташа Тимофеева и Wika Malkova и группа Koala Pl’ushevaya. В этом мероприятии также незримо присутствовала Катя Бочавар. Надо сказать, что во время работы Сингулярного симпозиума было основано Жидкое Государство Нега. Это важнейшее событие 2017 года!
5. Летом и осенью мне посчастливилось открыть две персональные выставки — Запретное место на Электрозаводе и Тихая выставка в Зверевском центре. Важные для меня выставки, затрагивающие глубинные состояния и внутренние противоречия. Благодарю кураторов и организаторов Kolya Onischenko Дима Филиппов Alexey Sosna и многих друзей, участвовавших в создании выставок. Спасибо тебе Алексей Мокроусов за роскошную статью! Мария Москвичева спасибо и тебе за статью о Тихой выставке! Спасибо, друзья!
6. Хочу поблагодарить Елена Губанова и Анна Франц за приглашение на юбилейный Киберфест 10. Интерактивная инсталляция Оратория чайного гриба Ведьмины кольца отгонала Михайловского от гипсового шестиметрового пастушка и создала неповторимую и необходимую биологическую живость в противовес траурной инсталляции Ирины Наховой, что расположилась на другом конце выставочного зала Санкт-Петербуржской Академии художеств.
7. Благодарю Дмитрий Пиликин и Альбина Мотор за приглашение на выставку Waterfront, где я получил возможность развить идею, начатую выставкой, пока не исчезнет слово и построил пятиметровую скульптуру Рябь на воде. Это стало хорошим заделом на будущее, так как по замыслу подобных скульптур надо сделать семь.
8. Персональная выставка Альфа-, бета-Парадайз стало возможной после приглашения в Краснодар на легендарную площадку КИСИ Типография. За эту возможность особо хочу поблагодарит Группировку ЗИП и поздравить ЗИПов с Премией Кандинского! ЗИП-ЗИП! УРА! Эльдар Ганеев Степан Субботин Vasili Subbotin Евгений Римкевич. Благодарю также Валерия и Юлю Казас за незабываемую поездку к морю.
9. Хеппенинг Дети гениев отдыхают на природе на знаменитом фестивале Архстояние состоялся по приглашению куратора Антон Кочуркин и Юлия Бычкова. Спасибо вам, что рискнули! Ведь никто не знал, захотят ли взрослые и не пьяные люди заполнять бочки своими телами, следуя идеям тесноты и дискомфорта.
10. Благодарю Ксения Подойницына за возможность реализовывать свои идеи на площадке Галереи 21 и еще за то, что в этом году выставка, пока не исчезнет слово отправилась на постоянное место жительство в Нормандию, удивительной красоты парк в местечке Этрета. 11. В этом году я принял участие в Первой Евразийской скульптурной биеннале в Астане, в рамках ЭКСПО 2017. Инсталляция Семечки была отмечена премией за что я благодарен кураторами, организаторам и членам жюри. Спасибо большое Эдуарду Казаряну, Ася Хасанова и Яна Малиновская.
12. В этом году я выпустил в свет поэтический zin Август. Самый лиричный мой сборник. Благодарю микроиздательство zerno+++ и издателя Лену Зайкину за это чудо!
13. Тоска по небу! Выставка куроторов Кати Сисфонтес и Андрея Пригова, которая вошла в параллельную программу Московской биеннале. Специально для этой замечательной выставки я придумал работу, которая может развиться во что-то большее. Спасибо Кате, Андрею, Зина Чаплиной и всем участникам краунфандинговой компании и Планете.
14. Еще один важный для 2017 года выставочный проект, вошедший в параллельную программу Московской биеннале, где мне посчастливилось поучаствовать, это апрелевская и сентябрьские выставки Мой первый Ленин. Их придумали Олег Кошелец и Сергей Чернов. Спасибо вам ребята, что не прошли мимо 100 летия Октябрю и сделали что-то важное для современного искусства!
15. В апреле мы с Катей Бочавар выступили с инициативой выставки Внутренний манифест, в ней приняло участие 12 художников, которые сделали очень крутую выставку в пространстве Граунд Ходынка. Горжусь тем, что тоже принял участие в этой знаковой и ярчайшей выставке этого года. Спасибо всем художникам за то, что откликнулись на приглашение.
16. Летом, в компании под предводительством Наташи Тимофеевой и Вики Малковой я поучаствовал в интервенции День взятия Бастилии. Двойственность и зыбкость — вот основные признаки этих странных вылазок. Кажется, однако, что именно в таких мероприятиях и схватывается полимерный материал современности.
17. В марте Виталий Пацюков и Настя Козаченко- Стравинская пригласили меня на весьма элитарную выставку, посвященную Сергею Прокофьеву. Она открылась в музее-квартире композитора в Камергерском. Впервые показал там инсталляцию Шахматы Сергея Прокофьева, которые мы придумали с художником и композитором Никитой Спиридоновым.
Эту работу еще раз мы показали в августе на потешной выставке в Галерее Ксении Подойницыной на Винзаводе.
18. На самом деле, подводя итоги уходящего года я не собирался перечислять все выставки, в которых я принял участие в этом году, но друзья мне этого сделать не дали. На то вы и друзья, чтобы усложнять жизнь друг друга! С Наступающим Новым годом, друзья! Будем продолжать!

Итоги 2017 (продолжение)
Есть еще несколько поводов обратиться к этому жанру.
19. В этом году летом на всех остановках Самары в рамках международного выставочного проекта «Улица как музей. Музей как улица» и темой: Еда как социальная машина со своими концептуальными плакатами выступило несколько отличных художников. Была там и моя работа Десять гневливых БАДов. Благодарность и наилучшие пожелания хочу направить прямиком в Самару организаторам Неле и Роману Коржёвым! С Наступающим вас Новым годом!
20. То самое сообщение —  проект Елены Демидовой, реализованный летом этого года в пространстве ВЗ Богородское, где была представлена работа Аппликатор Катрана. Спасибо тебе, Лена за серьёзные медиапоэтические исследования!
21. Структуры — выставка Русского музея кураторов Ирины Карасик и Владмира Перца. Благодарю вас за приглашение и нежное отношение к моему творчеству. Эта выставка парадоксально структурировала и меня, придала новых сил. С Новым годом, Русский музей, поздравляю всех сотрудников, которые помогали и работали над этим сложным проектом.
22. Выставка «Народовластие» Лизы Саволайнен и Александры Орловой, посвященная февральской революции — редкий проект по осмыслению Февральской революции. Спасибо вам, Лиза и Саша за то, что вы делаете.
23. Фрамскрипция — выставка о вещном от куратора Евы Аракчеевой. Кажется, мы познакомились во время подготовки к этому проекту, а позже Koala приняла участие в Сингулярном симпозиуме , о котором я уже отчитывался. Но с удовольствием упоминаю снова, так как Коала не только поддержала проект, но стала его сокуратором. С Наступающим тебя! С Новым годом!
24. Началась она в декабре 2016, но зато закончилась в феврале 2017. И этот факт дает основание написать о ней. Кинотеатр сновидений — одна из лучших выставок года, кажется за эту выставку Кате Бочавар вручили Премию Курехина (могу ошибаться в деталях) Выставка эта стартовала в Граунд Песчаная, а потом еще засветилась в Екатеринбурге или Санкт-Петербурге, где ее и настигла слава и народное признание. Да. На этой выставке можно найти два моих видео: Долина кочующих костров, с Олей Кройтор и Penetration с художником с веслом.
Катя, я еще не встречал человека, который бы столько работал. я и сам люблю это дело, но твои способности меня просто восхищают, вот! И хочу тебя поздравить с тем, что по итогам года, ты снова получаешь почётное звание Куратор (антикуратор) года 2017 от Сингулярного Фонда Сергея Катрана.
25. На Солянке проходила выставка Движение. Ритм. Динамика. От выставки этой я особенного ничего не ждал, но она оказалась полна сюрпризов. Неожиданно к моей работе Семечки стали проявлять особый интерес. Потом появилась Ольга Свиблова и потребовала автора. Очень лестно отозвались о работе и вообще настроила меня на новые какие-то высоты. После чего на Семечки посыпались разного рода неприличные предложения и награды.
Величаем организаторов Агенство Артис Анстасию Потанину и Вас Ольга Львовна!
26. Две итоговые выставки этого года проходят сейчас в горячё любимой мной галерее Электрозавод и вторая, Рождественская — в галерее Беляево. Выставки разные. В Беляево, это по приглашению Виталия Пацюкова — человека, которого я бесконечно люблю, уважаю и бесконечно доверяю.