Интерактивная инсталляция «Сад неземных наслаждений» // 2014

delights-10_b

Выставка «Наверху!», Музей Москвы, Москва, 7 февраля — 1 апреля 2014

Интерактивная инсталляция «Сад НЕземных наслаждений» коррелируется с триптихом Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», где центральная и левая части содержат изображения «Рая», а правая — отвечает за «Ад». По воле Босха перед глазами зрителя разворачивается грандиозное поле всевозможных извлечений удовольствий и наказаний, закодированных, впрочем, в уникальной поэтике Босха. Что же касается моей работы «Сад НЕземных наслаждений», то мы не можем сегодня говорить о высоком, если хотите – возвышенном, не решив вопрос этический, поскольку мы не можем сегодня оперировать понятиями «Ад», «Рай», «Благодать» и тому подобными.

Высшее наслаждение сегодня — что это? насущная потребность человеческого существа или животный рудимент, оставшийся от невоздержанного и голодного животного? Кроме того «высшее наслаждение» для интеллектуала может отличаться от «высшего наслаждения» люмпена. Каждый решает эту проблему по своему, но прибегая к рассуждениям на тему удовольствия, избытка его, разврата, мы не можем, не упомянуть имен, которые внесли свою лепту в освобождение нашего сознания, в том числе и сексуальности как краеугольной универсальной формулы получения удовольствия. Зигмунд Фрейд и его сподвижники сняли табуированность на темы сексуальных отношений.

Сексуальная революция 60годов ХХ века вызванная изобретением контрацепции сделала нормой свободные отношения в сексе, что привело с одной стороны к упрощению ухаживания, а с другой стороны к увеличению половых партнеров и межличностных коллизий. Изобретение Альбертом Хофманом ЛСД (1938) и активная исследовательская и пропагандистская деятельность американских учёных Станислава Грофа и Тимоти Лири в 60 годах привела к созданию движения «New Age», применявших ЛСД в духовных практиках для расширения сознания, которые отразились на формировании контркультуры 60-70 годов ХХ века.

Идея о высшем наслаждении для человеческой личности обретается в сознании и подсознании как в функциональных сущностях организма, материи. Каким же образом, «земное», физиологическое становится «не земным», «божественным»? Какие механизмы превращают физиологический, психофизический процесс в духовную практику? Где затаился этот «метафизический мостик» между Землей и Небом? В какой момент закодированные с помощью калейдоскопического изображения картинки прекрасного в повседневном превращают низменное в возвышенное?

В некотором роде, это искусство преобразует низменное в высокое. В этом смысле искусство выступает «катализатором» кардинально меняющим полюса минус на плюс…

текст: Сергей Катран