Выставка «Оригинальный фейк» Государственный Дарвиновский музей. Москва, май, 2012.
В искусстве фэйк (подделка) встречается сплошь и рядом, причем, зачастую он бывает гениальным. Так, один из отцов поп-арта Рой Лихтенштейн заимствовал свою «пиксельную» стилистику из компьютерной графики, темы из комиксов, а родоначальник направления «суперплоскость» Такаши Мураками цитирует японский масскульт. Но в искусстве встречается и «естественный фэйк», когда артефакт неожиданно и необъяснимо оказывается схож с произведениями того или иного знаменитого художника. Именно такой «естественный фэйк» обнаружил на заводе «Красное знамя» художник Сергей Катран.
В 90-е, когда новая Россия стремительно пыталась скопировать западную модель рыночной экономики, легендарный ленинградский завод «Красное Знамя» переключился с производства тельняшек на футболки с изображением героев мультфильмов. Завод давно закрыли, его обширную территорию сейчас обживают художники. Изучая новый арт-центр, в одном из заброшенных цехов завода художник Серей Катран случайно нашел «сетки», с помощью которых на футболки наносили рисунки. Поднеся заляпанные стекла в ржавых рамах к свету, художник понял, что к нему в руки попало «собрание работ Марка Ротко».
Абстрактные красочные пятна отчетливо напоминают полотна Ротко, для которого в живописи основным и определяющим был цвет. В центре цветовых абстракций сохранились и перемешались остатки рисунков с футболок: утята, мышки, цветочки и кораблики. Эти незамысловатые картинки по стилистике схожи с работами Лихтенштейна и Мураками — тех художников, которые смогли увидеть художественную ценность в таких образцах масскульта, как журнальная реклама, комиксы и вкладыши для жвачки.
Порой, прошлое подкидывает художникам «подделки естественного происхождения». Заводские «копии Марка Ротко» – тому подтверждение.